Потребительский
кооператив

Дведенидова Т.Н. о консалтинговом проекте с описанием задач и результата
Признаюсь сразу, что это не удачный проект, который не дал морального и финансового результата.

Заказчик, бизнесмен-инвестор 48 лет, без высшего образования, со склонностью к риску и большим опытом в схемном бизнесе (это потом стало понятно). Занимался оптовыми поставками мяса, была небольшая сеть магазинов премиального сегмента и другие направления.

Изначальная идея заказчика — создать кредитный кооператив. Цель озвучена — привлечь инвестиции для открытия цеха по переработке мяса в размере 30 млн. рублей за 3 месяца. Опыт предпринимательства и кооперации был большой, поэтому все сложности, которые могли появиться были озвучены заказчику. Я отказалась от проекта из-за высоких рисков.

При входе в консалтинговый проект, проверяю деятельность компаний, где заказчик является основателем, директором. Понять, в каких компаниях является бенефициаром достаточно сложно.

Заказчик был учредителем 11 компаний. Какие-то на момент встречи были ликвидированы. Некоторые из них проходили на сайте арбитражного суда в качестве ответчика или истца. При встрече попросила объяснить ситуацию в бизнесе. Заказчик был открыт, рассказал о проблемах, которые возникают периодически в бизнесе.

После моего отказа, заказчик попросил придумать бизнес-модель для привлечения инвестиций физических лиц на мое усмотрение. Такие модели известны: потребительские кооперативы, краудфандинг, краудинвестинг, ICO и другие. Остановились на потребительском кооперативе, где каналом привлечения выступят сами пайщики. Они же получат часть собственности в новом бизнесе в виде пая. Мясные продукты — товар привлекательный для людей.

Зашли в проект в ноябре 2016 года. Заложили в основу продвижения элементы материальной заинтересованности для тех пайщиков, кто хотел не только инвестировать, но и зарабатывать на рекомендациях. С точки зрения компании — это были вложения в маркетинг и рекламу. Только деньги получали не компании, а агенты — физлица. Оформили все в соответствии с законодательством о потребительской кооперации.

Выгода потребкооперации в том, что все деньги, поступающие в кооператив, считаются целевым финансированием, а не выручкой. Не облагаются налогами. Это законная оптимизация, но ее нужно правильно оформить документально.

До запуска проекта протестировали идею. Сразу же появились люди, которым это было интересно. Они съездили на производство, проверили, что все реально существует.

Стали проводить презентации проекта в Барнауле и Кемерово. Затем сами пайщики проводили презентации. Появились первые небольшие финансовые результаты.

В апреле 2017 года после очередной проверки деятельности компаний заказчика выявила рост проблем в его основном бизнесе, приостановила работу.
Что сделано?
1. Подготовили документы для госрегистрации компании.

2. Продумали и прописали бизнес-модель компании.

3. Разработали финансовый и маркетинговый план.

4. Разработали Положения о целевых программах кооператива. Прописали процессы их реализации. Наладили документооборот.

5. Разработали сайт с личным кабинетом, реферальную учетную систему рекомендаций с автоматизированным начислением вознаграждения.

6. Контролировали разработку фирменного стиля подрядчиком, которого нанял заказчик.

7. Подобрали компанию на аутсорсе для ведения бухгалтерии и сдачи отчетности. Контролировали ее работу.
8. Провели продовольственную ярмарку с мясными продуктами заказчика в г. Барнауле.

9. Разработали все внутренние документы, относящиеся к деятельности кооперативов.

10. Проводили маркетинговую работу по привлечению пайщиков. Разъясняли им целевые программы.

11. Разработали концепцию и записали видеоролик компании.

12. Разработали организационную структуру компании и представительств на местах с описанием функционала и зон ответственности.

13. Разработали целевые образовательные программы по финансовому просвещению, личной эффективности и обучению агентов.

14. Записали курсы, разместили в личных кабинетах участников, и сделали их продуктом.
Ход проекта и оценка результата
В нашей жизни встречаются иррациональные моменты, когда разумом не объяснить, но есть ощущение, что-то не так. Интуиция.

Проект тормозился на самом старте: когда я сама отказалась от участия в проекте, в качестве консультанта; когда компанию не хотела регистрировать налоговая из-за заказчика (его не пропускали, как исполнительный орган, т.к., видимо, находился в их невидимых нам черных списках). Председателем правления стал номинальный руководитель, который был юристом и партнером заказчика в других компаниях.

Продовольственная ярмарка, запланированная и продвигавшаяся месяц попала на день с 33-градусным морозом. Многие приглашенные люди не приехали, реализовано мало продукции.

Из Новокузнецка ехали предприниматели, чтобы включиться в проект, но по дороге сломалась машина и они вернулись.

Но нас просто так не остановишь! Несмотря на все эти сигналы интуиции и разума продолжила, т.к. не привыкла отступать от задуманного. Было понимание и опыт в реализации таких проектов, хотела помочь в развитии реального сектора экономики.

Встречи с заказчиком проходили 1 раз в неделю. Отчитывались по проделанной работе, финансам.

Меня не оставляли мысли о высоких рисках по возврату инвестированных средств — паевых взносов физических лиц. Поэтому сделали начальные суммы паевых взносов от 5000 рублей. Полученные средства сразу инвестировались в развитие и маркетинг.

Заказчик, будучи не только бизнесменом, но и инвестором относился к ходу проекта положительно и личного дохода не требовал. Он ждал более внушительных поступлений.

От простого инвестирования в виде паевых взносов продумали переход к предоставлению мясных продуктов пайщикам с большими скидками за членские и паевые взносы. Разработали образовательные курсы, как продукт для пайщиков. В дальнейшем это предотвратило конфликты, компания не имела невыполненных обязательств перед пайщиками.

Разработки, которые делаются дольше и дороже, удалось сделать быстрее и экономичнее. Например, создание корпоративного сайта с личным кабинетом и программой учета регистраций, начисления реферального вознаграждения делаются за 6 месяцев и бюджетом не менее 1,5 млн. рублей. Нам удалось найти разработчиков за 450 000 рублей. Тогда начинающая деятельность «Кинетика». Сейчас (в 2020-м) это уже компания, которая ведет крупные IT-проекты с большими бюджетами.
В марте 2017 года хотели передать проект заказчику, но он попросил вести его дальше. Сам оперативным управлением не занимался, сотрудников для этого проекта не выделено. По сути мы взяли на себя оперативное управление и консалтинговую работу, что не верно с т. зрения консалтинга. Так как все работы при запуске проекта своевременно финансировались, то проект продолжили до июня 2017 г.

В мае 2017 г. заказчик стал реже выходить на контакт, в июне на меня вышел партнер заказчика, который по документам был исполнительным органом. Между партнерами возникли разногласия по совместным бизнесам, непогашенные обязательства. Партнер в отличие от заказчика оказался очень агрессивным человеком, с наездами и т. п. приемами. Заказчик еще некоторое время выходил на связь, сказал, что находится за границей. Больше его не видела.

Мы сформировали пакет документов с договорами, отчетами и направили исполнительному органу почтой с описанием вложений. Всю переписку с бенефициаром и руководителем сохраняли.

Через год налоговая запросила всю информацию о наших услугах для компании-заказчика проекта. Предоставили. Для предпринимателя, который читает этот кейс, напомню, что документооборот с клиентами ведите в соответствии с законодательством, оформляйте в письменном виде, подписывайте приложения о ходе работ, сохраняйте всю переписку. Налоговая, проверяя вашего контрагента, может запросить документы спустя годы. Придется доказывать, что вы предоставляли услуги, а не были участниками какой-то схемы.

По состоянию на 2020-й год 10 компаний заказчика ликвидированы, одна в стадии банкротства. Был крупный бизнесмен, но, видимо, заигрался в рисковые операции и схемные истории. Сам по себе оставил хорошее впечатление.

Анализируя ситуацию, я рада, что так получилось. Мы не успели привлечь большие суммы от физических лиц. Было много сигналов о том, что это не мой проект. Заказчик преследовал не ту цель, которую озвучил. Ему нужны были деньги для погашения долгов в других своих бизнесах. Остались документы, IT-разработки, красивый «народный» фирменный стиль. Радует, что отсутствовали не исполненные обязательства. Кооператив, как юридическое лицо, в 2020-м году не закрыт.
Услуги для бизнеса