Блог
Про обучение

Учить или не учить продавцов в магазинах самообслуживания?

Не секрет, что продавцы надолго не задерживаются в магазинах и управляющим или предпринимателям приходится снова искать новых. Средний срок работы до увольнения — 6 месяцев. Возникает резонный вопрос, а стоит ли их обучать, если все равно скоро уйдут. А если учить, то чему? Также не секрет, что продавцы не очень-то и хотят обучаться, тем более в свой выходной день.

В ноябре 2020 г. к нам обратилась по вопросу обучения розничная сеть из 19 магазинов. География — Алтайский край, Новосибирск и Кемеровская область. Я встретилась с руководителем розничной сети и выяснила основную причину, почему обратились за обучением. Оказалось, что подтолкнули к решению обучать торговый персонал негативные отзывы в 2 Гис со стороны покупателей на качество обслуживания.

По сути — это непродовольственная оптово-розничная сеть и торговые точки ориентированы на самообслуживание. О каком сервисе и качестве обслуживания может идти речь? Тем не менее при изучении отзывов выявила, что ассортимент покупателей устраивает, а отношение продавцов нет.

Направила «тайного покупателя» в два магазина в Барнауле. Выявили, что продавцы ориентированы больше на работу с кассой, раскладку товара на полках, а покупателей не замечают. Явной грубости и хамства, о которых писали в отзывах не обнаружили.

Составили программу обучения и план проведения тренингов. Несмотря на эпидемиологическую ситуацию руководство сети приняло решение проводить очное обучение. Организовали на территории центра «Альфа-Консалтинг».



Первый тренинг провела вместе с другим тренером центра, изучала отношение продавцов к обучению, проводила анкетирование и тестирование их компетенций, снимала запросы и обратную связь. Сейчас проведены тренинги для трех групп по 18 человек, которые приезжают из разных городов на очный тренинг.

На каждом тренинге с приветственным словом выступала руководитель розничной сети, а руководитель отдела кадров с функциями менеджера по персоналу присутствовала на протяжении всего обучения. Неизменно по шкале от 1 до 10 продавцы ставят нам 10 баллов за удовлетворенность от обучения.

Как построили обучение?

За основу был взят наш базовый тренинг для продавцов-консультантов. Его скорректировали, чтобы проработать все блоки за 8 часов:

1. Проводим анкетирование и экспресс-тестирование с элементами самооценки продавца относительно своих компетенций.

2. Знакомство, так как участники не знают друг друга. Это проходит весело и первое напряжение снимается.

3. Разбираем функционал продавца — «что я делаю каждый день на работе» и «что я должен делать в соответствии с должностной инструкцией. Работа ведется в группе 4−5 человек. Затем выступление каждой группы. Делают анализ совпадений, прорабатывают заново должностную инструкцию. Для меня удивительно, что должность у них называется оператор-кассир. А профиль этой должности не предполагает продажи и высокий уровень сервиса. Об этом сразу поговорила с руководителем сети.

4. Далее классика жанра — «Активные продажи» через этапы работы с покупателем. Здесь начинается театр, так как идет ролевая игра. Проходит очень весело, особенно, когда в образе узнают своих покупателей, которых сами же и играют. Подводят итоги. Тренер направляет, задавая вопросы.

5. Во второй половине дня раздаем тексты негативных отзывов от покупателей каждому участнику. Читают вслух по очереди. Чувствуется, как нарастает напряжение и приходит понимание проблемы у продавцов. Тема «Повышение качества обслуживания» теперь воспринимается адекватно. У участников тренинга приходит осознание, зачем нужны стандарты обслуживания. Прорабатываем и корректируем вместе с продавцами Стандарты обслуживания компании.

6. Даем групповое задание «Что можно улучшить в работе вашего магазина». Объясняем, что в работе с покупателями они не только лицо компании, но хозяйки (работают женщины, средний возраст 35 лет). А хозяйки принимают гостей радушно.

7. Завершаем обучение практическим блоком по повышению стрессоустойчивости, и снятию напряжения после конфликтных клиентов у продавцов. Даем рекомендации, прорабатываем упражнения.

8. Берем обратную связь через «Анкету обратной связи», вручаем сертификаты.




Какие выводы сделали?

При правильной мотивации и заинтересованности в работе продавцы готовы учиться. Они активно вовлекаются в процесс обучения и думают о том, что и как можно улучшить в магазине для своих покупателей. Готовы дополнительно к продажам и обслуживанию покупателей учиться мерчандайзингу и изучать ассортимент по направлению «свойство-выгода».

Вообще, продавцы этой сети оказались очень живыми, веселыми, было интересно с ними работать.

Для закрепления результата обучения в торговой сети должен быть сотрудник, который отвечает за внутреннее регулярное обучение и проведение аттестации торгового персонала. Аттестация должна быть привязана к системе оплаты. А эти вопросы уже без участия владельца бизнеса не решаются.

А по поводу вопроса — учить или не учить — ответ очевиден. Рост конкуренции приводит к тому, что даже в магазинах самообслуживания продавцы должны знать не только свой товар, но и уделять внимание покупателю, повышать качество обслуживания. Покупатель избалован предложением разнообразных товаров и хочет, чтобы к нему хорошо относились. Иначе он уйдет в другой магазин с похожим ассортиментом.